За несколько дней до юбилейного, 20-го Дня Победы 3 мая 1965 года контр-адмирал запаса К.И. Деревянко (1907-1992) написал письмо в адрес Первого секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР А.И. Микояна и Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. В нём он, наряду с рядом авторов других подобных обращений, поднял вопрос о восстановлении справедливости по отношению к Г.К. Жукову и Н.Г. Кузнецову.
Среди трёх крупных военачальников, поддерживавших Н.Г. Кузнецова, Константин Илларионович назвал и И.С. Исакова. Несколько таких обращений и писем, и – 9 мая 1965 г. в главной речи к 20-летию Победы имя Кузнецова было, наконец, названо. Внизу фрагмент письма К.И. Деревянко с комментарием из Википедии. Полный текст письма – здесь и здесь. Заверенная автором копия находится в архиве РГВА. Ф. 41107. Оп. 2. Д. 4. Лл. 23—26.
Комментарий из Википедии
… группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо почётных, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, Сергея Горшкова.
После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в год 20-летия Победы, в котором Кузнецов был назван среди выдающихся военачальников, он стал постепенно входить в общественную жизнь.
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года, через несколько месяцев после смерти Горшкова, Кузнецов посмертно был восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза…
Фрагмент письма К.И. Деревянко
3 мая 1965 г.
До большого праздника остались считанные дни и я еще раз осмелюсь напомнить Вам о многочисленных просьбах моряков и других товарищей восстановить т. КУЗНЕЦОВА Н.Г. в звании Адмирала Флота Советского Союза, которое было необоснованно, по воле одного человека, отобрано в 1956 году.
…
Подходит большой праздник, военачальники выступают перед народом с воспоминаниями, а главные руководители Советских Вооруженных сил, чьи имена связаны с Великой Победой, преданы забвению. Они не приглашаются и не допускаются.
Мы порой не задумываемся над тем, какой ущерб наносим престижу нашей страны надуманной «принципиальностью» по отношению каких-то несуществующих «грехопадений» людей. Это скорее походит на беспринципность и жестокость.
Вообще ни в одной стране мира с устоявшимся строем не наблюдается произвола по отношению к заслуженным людям.
…
В глазах военных руководителей союзных войск, ветеранов войны и всех народов мира, наблюдавших Великую битву Советского народа, мы выглядим смешными, ибо основные руководители Советских Вооруженных Сил под непосредственным руководством которых ковалась победа, к моменту юбилейной годовщины бесславно и с позором, по недостаточно обоснованным мотивам сняты с постов и изгнаны из Вооруженных Сил из-за самодурства одного человека — Хрущева, который затем стал копировать Сталина и везде бессовестно вписывать свое имя в историю Великой Отечественной войны и хотел занять место Сталина.
Когда же прекратится столь беззастенчивое искажение истины и истории?
…
Нет серьезных оснований задерживаться с восстановлением положения т. Жукова и доброго имени т. Кузнецова. Нельзя же всерьез принимать во внимание бессовестное интриганство таких безвестных для страны людей, как Горшков и Гришанов (последний вообще ни дня не был на войне и не нюхал пороху). К сожалению они втянули в это и т. Епишева, который совершенно не знает т. Кузнецова и действует понаслышке. Все это как видно повлияло и на стойкость Министра Обороны, который вообще положительно отнесся к восстановлению в звании т. Кузнецова.
Тов. Кузнецова активно поддерживают многие крупные военачальники страны: тт. Буденный, Адмирал Флота Советского Союза т. Исаков И.С., Адмирал Юмашев (быв. морской министр) и многие другие.
Смею утверждать, что подавляющее большинство адмиралов и офицеров флота на стороне т. Кузнецова, но на многих из них оказывается сильный нажим со стороны Горшкова и Гришанова. Люди запуганы.
…
Вне зависимости от наших симпатий или антипатий, отбросив всякое предубеждение, бездоказательность, натяжки, справедливость должна быть восстановлена, если мы не хотим порадовать своих врагов, которые потешаются над тем, что у нас при Сталине и Хрущеве, каждое десятилетие (в 30, 40 и 50-ых годах) совершалось избиение или надругательство над руководящими военными кадрами в высших звеньях. А это самое страшное для обороны и безопасности страны и всегда врагом с надеждой ожидается и с восторгом воспринимается, как брешь в крепостной стене.
Нельзя нам больше давать пищу врагу и ставить его в выигрышное положение. Самое большое, что должно допускаться, его почетная отставка.
Я лично, несмотря на свои отношения к этим двум военачальникам, вновь подаю свой голос за них.