25 августа 2023 г. в возрасте 87 лет ушёл из жизни Сергей Александрович Филатов, руководитель Администрации первого Президента Российской Федерации. О нём написано много статей, как ранее и об его отце, поэте Александре Федоровиче. К сожалению, тёмные силы современности последовательно уничтожают в Рунете (русскоязычном Интернете) статьи, упоминания и связи с Арменией. Так было и с матерью видного государственного деятеля. В биографии Сергея Филатова в Википедии и других публикациях её не упоминают вовсе, или упоминают без фамилии, или с другим отчеством. Повторяем, в Рунете это делается на систематической основе по разным темам и для большинства пользователей незаметно. К слову, 26 августа из соцсети Фейсбук по нажиму тех же тёмных сил был удалён аккаунт президента Республики Арцах, у которого было полмиллиона подписчиков…
А после ухода Сергея Александровича имя его матери, вероятно, забудется окончательно, потому и публикуем эту статью. Тем более, что через три дня, 1 сентября её день рождения.
Источник фото: здесь, а фото 1942 г. – отсюда.
О трепетном отношении к матери Сергей Александрович написал в двух своих книгах:
- 2000 г. – “Совершенно несекретно”
- 2016 г. – “Жизнь продолжается”.
Из публикации 2000 года
Первую главу книги “Совершенно несекретно” автор начинает с воспоминания о матери и отце. Особое отношение к матери воспитал в нём и отец-поэт, кстати, написавший поэму о матери Есенина и назвавший сына именем Есенина.
Я родился и вырос в семье, где особо ценилось общение с людьми. Мама моя, энергичная и красивая женщина, практически всю свою трудовую жизнь занималась общественной работой, причем на низовом — на самом близком к рабочему человеку — уровне.
… Поколение моих родителей было удивительным — оно искренне стремилось добиться процветания Родины. Это была эпоха почти мистической веры в будущее, небывалого в истории оптимизма и энтузиазма, за которые так горько потом пришлось расплачиваться.
… Помню, как пришел я в заводское общежитие. Там долгие годы работала воспитателем моя мама.
… Меня тянуло к аналитическому и логическому мышлению. Принял решение уйти из секретарей, объяснил это тем, что без высшего образования жить будет трудно. Очень помогла мне тогда мама. Она сказала: «Сын, я всю жизнь занималась общественной работой, всю жизнь уговаривала кого-то сдавать металлолом, выходить на субботники, организовывала ночные рейды по цехам — и так из года в год… Те, кого я уговаривала и кто с папочкой под мышкой уворачивался от всех мероприятий, постепенно окончили институт, получили хорошее образование и соответствующие должности, а я все продолжала уговаривать, ходить на поклон с различными просьбами теперь уже к этим людям. Смотри, как бы и с тобой того же не произошло…»
Она была права, моя мама, хотя сама продолжала гордиться своей работой, но я, пожалуй, только сейчас понимаю, как ей было обидно. Она радовалась, получив значок «50 лет в КПСС», но когда уходила на пенсию, ей положили 48 рублей. Я даже не знал, что такие пенсии бывают. Это сегодня многие из КПРФ как бы забыли, какие пенсии были при их власти. А мама была настоящей активисткой, много читала, владела чисто мужскими профессиями. Она умела водить самолет, у нее был значок «Ворошиловский стрелок», но на фронт ее не взяли — с ней оставались трое детей, Мы все в семье имеем любительские водительские права, — у нее были профессиональные. Она освоила редчайшую профессию тянульщицы (сейчас это называется «волочильщик») на проволочном волочильном стане. Я много работал на металлургических заводах, но так ни разу и не встретил женщину-волочильщицу. А потом — работа в женсовете, директором Дворца культуры завода, в библиотеке и т. д., и т. д. При такой энергии, конечно, нужно было оканчивать институт, но, видно, рядом не оказалось никого, кто бы посоветовал и помог в этом.
Из публикации 2015 года
Источник: интервью журналу “Огонёк” (№7 от 23.02.2015, стр. 22), перепечатано в газете Коммерсантъ.
… Мама моя Мария Арутюновна — чистокровная армянка, рожденная в Тифлисе.
… Мама очень любила общественную работу — это, можно сказать, была ее жизнь. А я стал секретарем комитета комсомола завода “Серп и молот” — огромная организация, 1400 человек, а мне 20 лет — несоизмеримые совершенно вещи. Мама попала в мое подчинение, и однажды произошел у нас такой разговор: “Сережа, я всю молодость провела на общественной работе, устраивала массовки, субботники, сбор металлолома, еще что-то. А были люди — папочку подмышку, и учиться. Сегодня один — главный инженер, другой — начальник цеха, а я осталась без образования. Воспитатель общежития — вот мой потолок”. Это был единственный раз, когда она о горечи своей проговорилась, до этого никогда никому не жаловалась. И я ее послушал — ушел из комитета комсомола и пошел учиться.
… (о своей невесте Гале) Я в основном проводил все вечера у них — там, где сейчас “Президент-отель”, стоял их дом пятиэтажный. Оттуда последним троллейбусом уезжал, на Таганке в круглосуточном гастрономе покупал французскую булочку и шел домой, на Волочаевскую. В определенный момент мама меня позвала: “И долго ты будешь так ходить? Не пора ли подумать о свадьбе?” Ключевые события в моей жизни происходили под маминым влиянием.
Из публикации 2018 года
Ниже приводим цитаты из материала Елены Шуваевой https://litinstitut.ru/content/filatov-i-armeniya (2018 г.)
Мы (Е. Шуваева и С. Филатов) познакомились в 2009 году. Филатов пригласил меня на книжную выставку, а затем на Форум молодых писателей в Липках. Помню, он подошел ко мне и спросил: «Ну как там, в Армении?» Арменией он интересовался с каким-то пристрастием в глазах, хотя внешне выглядел холодным и отстраненным. А через несколько лет, когда Филатов организовал Форум молодых писателей в Цахкадзоре, тайна была раскрыта… Филатов и Армения… Нелепо звучит, потому что Армения в крови Сергея Александровича, ибо его мама — Мария Арутюновна Арушанова — тифлисская армянка.
«Моя мама родилась в Тифлисе 1 сентября 1909 года, — рассказывает Сергей Александрович. — В начале 20-х годов, после массовой резни армян в Западной Армении (ныне Турции), было тревожно в Грузии, и мамина семья переехала в Иран. В Тегеране при посольстве была русская школа, в которой мама училась и там же вступила в ряды Международного юношеского движения. Через два года наше посольство маму с ее матерью и сестрой отправило в Москву. Моего деда уже не было в живых. Дали им небольшую комнату в коммуналке».
Мария Арутюновна закончила летное училище, летала на самолете (во время войны на фронт ее не взяли, т.к. на тот момент у нее было трое детей) и имела значок «Ворошиловский стрелок». Она была директором научно-технической библиотеки на заводе «Серп и Молот», а потом стала директором Дворца культуры завода. Но самое главное: она была единственной женщиной-волочильщицей в Советском Союзе и работала на станке, который волочил провод. Дело это не из легких, и уж тем более не женское — из толстого, высоколегированного провода вытягивать более тонкий… «Все делалось вручную: наконечник отточить, вставить, прицепить, потом вытянуть оттуда… — рассказывает Сергей Александрович. — Смазки употреблялось очень мало, что утяжеляло работу. Помню как сейчас, мама носила красненькую косыночку, потому что была ударницей труда. В дальнейшем, когда я работал в институте, мы создали волочильный стан, который все это делал автоматически».
«Моя мама была дважды замужем, — вспоминает Сергей Александрович. — Первый муж был русским, он занимался партийной работой, от него родилась моя сестра Тамара. А когда он умер, моя мама познакомилась с моим будущим папой. Он был моложе ее на пять лет. Он тоже работал на заводе «Серп и Молот» вольцетокарем. Это когда прокалывают горячий металл, он входит в два волка, на горячем металле остается профиль… Так вот, когда волки изнашиваются, их можно, так сказать, восстановить, это делает вольцетокарь, который снимает определенные размеры, восстанавливает геометрию… Это была его работа, пока он не стал… профессиональным поэтом, не вступил в СП СССР… Папа выпустил довольно много сборников стихов. Его кредо — писать предметно. Он не представлял себе стихи без опыта. В последующем он вел занятия в литературных кружках — на заводах «Серп и Молот», «Фрезер», в КГБ и т.д. В этом плане он был очень востребованным человеком».
Именно на заводе, в цехе столкнулись Александр и Мария. Молодой человек влюбился с первого взгляда, когда же он признался, что неравнодушен, женщина, у которой недавно умер муж, рассердилась: «Нет у тебя, — говорит, — ни стыда, ни совести! Что люди скажут, ты подумал?» Но все-таки через год они поженились. А еще через год у Марии и Александра родился сын Сергей (назвали в честь Есенина!), затем дочка Беллочка.
…
Мало кто знал об армянских корнях Сергея Александровича Филатова — об этом он впервые рассказал в мае и декабре 2012 года на Форуме в Цахкадзоре и на встрече со студентами в Российско-Армянском (Славянском) университете. В советское время как-то не принято было говорить о предках и корнях вообще, поэтому многие ценные сведения остались глубоко похороненными и забытыми. К сожалению, и Филатов знает свою родословную не очень хорошо. В один из своих приездов в Армению он по счастливому стечению обстоятельств нашел еще одну родственницу — Лиану, которая работает в Союзе писателей.
У многих, кто уже знает об армянских корнях Филатова, возникает вопрос, знает ли он армянский язык. Нет, не знает. Одно из ярких воспоминаний Сергея Александровича — это приезд армянской бабушки из Кировабада, которая плохо говорила по-русски. «Когда она с моей мамой говорила на армянском, мы все, отец и сестры, очень сильно возмущались, потому что нам казалось, что они обсуждают нас, — вспоминает Филатов. — Видимо, это было одним из факторов, лишивших нас возможности вообще знать армянский язык».
…
Филатов и Армения… Он мало об этом говорит, но Армения у него в крови, Армению он впитал вместе с молоком матери. К своему 80-летию (2016 г.) Сергей Александрович написал книгу мемуаров «Жизнь продолжается», в которой одна из главных глав посвящена его маме — Марии Арутюновне Арушановой. «Я сегодня многое бы отдал, чтобы быть с ней рядом, чтобы хотя бы на мгновение взять в свои ладони её натруженные руки, прикоснуться губами к её тёплой щеке», — говорит Филатов так нежно и проникновенно, что трудно сдерживать слезы.
Эта статья в других ресурсах:
- в группе “Армянская община Санкт-Петербурга и России” в Фейсбуке
- вконтакте
- в Одноклассники.ру
- в Телеграм
- в Яндекс Дзен