in English – https://crossroadorg.info/en/wa-21-9-2025-1-en/
in Armenian – https://crossroadorg.info/hy/wa-21-9-2025-1-hy/
in French – https://crossroadorg.info/en/wa-21-9-2025-1-fr/
Предисловие
В западной прессе часто обсуждается понятие «Новый Ближний Восток» в связи с недавними атаками на Ирак и Ливан. Какой он будет, какие государства появятся, кто пострадает, а кто выиграет? Ответы на эти и другие вопросы можно найти на сайте «Armed Forces Journal» 20 августа в статье Ральфа Питерса, представленную здесь в переводе. Статья гипотетическая, но крайне интересная, и время покажет, насколько возможна её реализация. Как должен заметить читатель, Армения, хотя и включена в список «выигрывающих» стран, по карте получает лишь небольшой участок с горой Арарат, без Нагорного Карабаха, а на западе вместо Турции появляется «Раздутый» Свободный Курдистан с выходом к Чёрному морю… (Перевод и предисловие – газета «Азг», 25 августа 2006 года)
Ральф Питерс: «Новая карта Ближнего Востока по родственным связям и сходству верований»
(Часть 1)
Международные границы никогда не были полностью справедливы. Но степень навязанной несправедливости для того или иного государства (когда его заставляют присоединяться к одному и отделяться от другого) сильно различалась. Настолько, как различается независимость от тирании, верховенство закона от террора, терпимость от жестокости и даже мир от войны.
Самые искривлённые и капризные границы мира находятся в Африке и на Ближнем Востоке. Африканские границы, проведённые в своё время колониальными европейцами, которые едва могли точно определить границы собственного государства, продолжают вызывать межгосударственные конфликты и приводят к гибели местного населения. На Ближнем Востоке так называемые «несправедливые границы» по Черчиллю создают более сложные проблемы, решение которых выходит за рамки возможностей местных властей.
Понятно, что там есть и другие проблемы (культурная стагнация, социальное неравенство скандальных масштабов, религиозный экстремизм и др.), однако основной причиной непонимания региона является то, что наши дипломаты защищают границы как «святая святых» или «величайшее табу».
Конечно, пересмотр границ не может полностью удовлетворить все меньшинства Ближнего Востока. В одних случаях этнические и религиозные группы слились и довольны результатом. В других случаях родственные или вероисповедные факторы не оказали достаточного влияния на людей.
На карте, приложенной к статье, предпринята попытка показать положение наиболее пострадавших или «обманутых» групп. Среди них курды, белуджи и арабские шииты. Положение христиан региона (бахаи, исмаилиты, накшбандиты) показано не совсем точно. И такое ужасное злодеяние, как Геноцид армян со стороны Османской империи в состоянии упадка, никогда не может быть компенсировано территориальными вознаграждениями.
Тем не менее, какой бы несовершенной ни была наша новая карта, без переразметки границ мы никогда не увидим мира на Ближнем Востоке.
Даже те, кто презирает тему изменения границ, должны заняться хотя бы частично более справедливым распределением границ, особенно в регионе от Босфора до Индоса. Признавая, что международные нормы создания государства не создали эффективных механизмов для исправления этих ошибочных границ, усилия по пониманию «органических» границ Ближнего Востока помогают понять, с какими трудностями мы сталкиваемся сейчас и будем сталкиваться в будущем. Мы будем иметь дело с искусственными «уродствами», созданными человеком, которые, пока не будут исправлены, будут продолжать посев ненависти и вражды.
А всех, кто отвергает «вообразимое» утверждением, что границы окончательны и неизменны, стоит напомнить, что границы никогда не были статичными и стабильными. На протяжении веков они изменялись и продолжают меняться (от Конго до Косово и Кавказа).
Давайте также вспомним один грязный секрет 5000-летней давности: этнические чистки делают свое дело.
Начнём с самой чувствительной для американского читателя темы границ. Чтобы Израиль мог надеяться на мир с соседями, он должен вернуться к границам до 1967 года (с незначительными местными корректировками ради безопасности). Но Иерусалим и окружающие территории, замешанные в крови тысячелетиями, должны оставаться (пока) неприкосновенными, что создает сложную задачу для нас, поскольку каждая сторона превратила своего Бога в «магната недвижимого имущества». За каждую территорию ведётся серьёзная борьба, которая затмевает борьбу за нефть и этнические конфликты. Оставляя этот участок, займёмся решением забытых территориальных проблем.
Самая большая несправедливость между Балканскими горами и Гималаями — отсутствие независимого курдского государства. В приграничных районах Ближнего Востока проживают 27–36 миллионов курдов (цифры неточные, поскольку ни одна страна до сих пор не проводила честной переписи). Но даже минимальные оценки превышают население нынешнего Ирака, и эта крупнейшая этническая группа в мире до сих пор не имеет своего государства. Более того, с времён Ксенофонта этот народ повсеместно подвергался угнетению со стороны различных правительств.
США и их коалиционные союзники после падения Багдада упустили отличную возможность исправить эту ситуацию. Франкенштейново государство Ирака, созданное из несовместимых частей, следовало бы немедленно разделить на три. Из-за недальновидности и, возможно, страха этого не сделали, и курдов заставили защищать новое иракское правительство. Они выполнили нашу просьбу, но если провести свободный референдум, 100 % проголосуют за независимость.
То же сделают и страдающие турецкие курды, которые десятилетиями терпели жестокие военные репрессии и оскорбительное прозвище «горные турки», призванное стереть их идентичность. После кратковременного периода терпения давление вновь усилилось, и восточную пятую часть Турции следует считать оккупированной.
Что касается сирийских и иранских курдов, они, несомненно, присоединятся к своим собратьям, если смогут, в независимом Курдистане. Отказ легитимных демократических государств или их неспособность способствовать независимости курдов до сих пор является нарушением прав человека, гораздо более серьёзным, чем любые преступления, с которыми мы сталкиваемся в повседневной прессе. Кстати, независимый Курдистан от Диарбекира до Тебриза станет также самым западным государством между Болгарией и Японией.
Правильный и справедливый подход в этом регионе предоставил бы трём районам Ирака, населенным суннитами, возможность присоединиться к Сирии, которая потеряет свои прибрежные территории в пользу Великого Ливана — возрожденного Финикии. Южная часть Ирака, населенная шиитами, могла бы стать основой для создания нового Арабского шиитского государства, охватывающего большую часть Персидского залива. Иордания сохранит свои нынешние границы, немного расширившись на юг за счёт Саудовской Аравии. Последняя, в свою очередь, сильно пострадает, как когда-то Пакистан. Одной из причин глубокой стагнации мусульманского мира является феодальное отношение саудовской королевской семьи к городам Мекка и Медина. Установив полицейский контроль над этими самыми священными местами ислама, одно из самых фанатичных и деспотических правительств мира — Саудовская монархия, обладающая также огромным нефтяным богатством, сумело распространить свою ваххабитскую идеологию далеко за пределы страны. Достижение саудитами богатства и, следовательно, влияния и власти стало величайшим несчастьем как для исламского мира в целом (начиная со времен Пророка), так и для арабского мира в частности (начиная с османских, если не монгольских завоеваний).
Признавая, что контроль над такими святынями не может осуществляться немусульманскими странами, на мгновение представим, какой здоровой атмосферой мог бы обладать мусульманский мир, если бы когда-либо эти два священных города находились под вращающимся или сменным контролем совета, состоящего из представителей различных направлений мусульманского мира. Это называлось бы Исламским Арабским Государством и напоминало бы Ватикан, где можно вести дискуссии о вере, но не навязывать её. В условиях истинной справедливости (которая нам может не понравиться) прибрежные нефтяные месторождения Саудовской Аравии должны быть переданы арабам-шиитам, которые являются коренными жителями этой территории, а юго-восточные районы — Йемену. Дом Сауда, ограниченный лишь Эр-Риядом и прилегающими независимыми территориями, смог бы нанести гораздо меньше вреда исламу и миру.
Иран с его безумными границами уступит часть своей территории Объединённому Азербайджану, Свободному Курдистану, Арабскому шиитскому государству и Свободному Белуджистану. Но он получит провинцию Герат в Афганистане, которая имеет исторические и языковые связи с Персией. Таким образом, Иран станет этнически чисто персидским государством. Единственным спорным вопросом останется порт «Бендер-Аббас». Нужен ли он Арабскому шиитскому государству — вопрос сложный.
Что касается Афганистана, то то, что он потеряет на западе, он приобретёт на востоке — за счёт Пакистана, племена северо-западной границы которого присоединятся к своим афганским братьям. Проблема здесь не в изменении границ по нашему желанию, а в учёте стремлений местного населения. Пакистан, правда, потеряет свои белуджские территории, но из «искусственного» государства превратится в «естественное» — восточнее Инда.
Судьба городов-государств Объединённых Арабских Эмиратов будет различной: некоторые из них, возможно, присоединятся к Арабскому шиитскому государству. Поскольку все пуританские культуры по своей сути лицемерны или лжеблагочестивы, Дубаю будет позволено сохранить свой статус «игровой площадки богатых развратников». Кувейт и Оман также сохранят свои нынешние границы. В основе нашего гипотетического сценария перекройки границ лежат этнические и религиозные общности. Изучая предложенный вариант и сравнивая его с нынешними границами, мы увидим серьёзные ошибки, допущенные французами и англичанами в этом регионе в XX веке. Регион, который пытался подняться после унижений и поражений.
Корректировка границ с целью выражения воли народов может показаться невозможной, по крайней мере временно. Но мы уверены, что со временем эти новые и естественные границы станут реальностью.
До тех пор наши мужчины и женщины в форме будут продолжать борьбу против терроризма, ради безопасности и демократии. Существование нынешних навязанных союзов (Анкара и Карачи) само по себе является плодородной почвой для формирования религиозного экстремизма и террористических группировок.
Текущая ситуация с искажёнными границами сулит скорее ухудшение, чем улучшение. США, их союзники и особенно наши вооружённые силы будут постоянно сталкиваться с новыми кризисами в этом регионе, где господствуют худшие проявления национализма и экстремизма. Если Ирак вселяет хоть какую-то надежду, то лишь в том случае, если мы не уйдём оттуда преждевременно. Остальные же государства будут лишь создавать проблемы на всех возможных фронтах.
——————-
Кто выиграет: Афганистан, Арабское шиитское государство, Армения, Азербайджан, Независимый Белуджистан, Независимый Курдистан, Иран, Исламское Священное Государство, Иордания, Ливан и Йемен.
Кто потеряет: Афганистан, Иран, Ирак, Израиль, Кувейт, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, ОАЭ и Западный берег.