В 1965 году газета “Неделя”, открывая новую рубрику “Морской клуб”, первой напечатала статью И.С. Исакова о внешних препятствиях морской активности России в течение не одного века.
“Хачмерук” оцифровал и впервые публикует эту статью в Интернете.
Поворот на 16 румбов
Адмирал флота Советского Союза И. С. Исаков
Газета «Неделя», 1965, 17-23 января, с. 11.
Убеждать советского человека в том, что он представитель великой морской державы, не нужно, это общеизвестно. Со школьных лет он знает географию и историю своей Родины, имеющей морскую границу протяженностью более 40.000 километров и омываемой водами трех океанов и более десятка морей. На них русским флотом увековечены такие названия, как Гангут, Чесма, Наварин, Синоп, и многие другие; его бессмертная слава умножена на страницах новейшей истории в борьбе за Одессу, Севастополь.
С годами бывший школьник познает, что именно из-за огромной протяженности государства отдельные его районы снабжаются морем, не только потому, что еще не везде есть железнодорожное сообщение, например с Камчаткой или Таймыром, а потому, что морской транспорт намного дешевле и удобнее рельсового и автомобильного.
Прочные экономические связи с социалистическими государствами, помощь малоразвитым заморским странам и участие в мировой торговле вынуждают нас развивать океанские сообщения и непрерывно наращивать современный транспортный тоннаж. Наконец, советские люди с каждым годом увеличивают потребление таких ресурсов моря, как исландская сельдь, сардины Гвинейского залива или тихоокеанские крабы, а индустрия и сельское хозяйство используют продукцию и отходы китобойного и других морских промыслов.
Наличие и прогрессирующее развитие портов, увеличение числа крупнотоннажных и скоростных судов, вместе с ростом напряжения грузопотоков, прогресс промыслового флота, научное и техническое обеспечение мореплавания, не говоря уже о боевом составе и высокой готовности военного флота, представляют в сумме морскую мощь Советского Союза как составную часть общей мощи государства.
Успехи во всех этих областях за последние годы настолько возросли, что вызвали нескрываемую тревогу в стане капиталистических монополий. Полезно поэтому вспомнить, как старались и стараются по сей день (но другими методами и средствами) наши недруги отрезать Россию от моря, подобно щедринскому герою, пытавшемуся «закрыть Америку». С тем же успехом на протяжении столетий делались попытки закрыть для русского народа все выходы к океану.
В далеком прошлом это пытались сделать силой. Вспомним Астраханское царство, преграждавшее выход в Каспий. Вспомним двойной замок: в Азове и в Еникале, закрывавший выход в Черное море из дельты Дона. Также на два оборота был перекрыт выход из Днепра – в Карачарове и Очакове. На Балтике роль церберов исполняли Ливонский орден, Ганзейский союз, а позже — Швеция. Крепость «Орешек», или «Шлиссельбург» (запирающий город) по сей день осталась в устье Невы напоминанием о том, как боялись русских с Ильмень-озера.
Если бы не отпугивали незваных гостей суровость Ледовитого океана и свободолюбие поморов, то значительно чаще приходилось бы обороняться печенегским и соловецким монахам, посадским людям, зверобоям и рыбакам Колымы, Архангельска и Мезени. Выходы днепровских казаков к «вратам Царьграда» и даже в Средиземное море или землепроходцев, обживавших Аляску и доходивших по океану до берегов Калифорнии, так напугали эти державы, что душить морские предприятия русских стало для них одной из исторических целей и традиций.
Эта «традиция» была продолжена и в гражданскую войну. Почти тот же перечень пунктов интервенции или обстрелов: Архангельск, Мурманск, Капорский залив под Петроградом, Видлица, Одесса, Херсон, Севастополь, Керчь, Сухуми, Батуми, Баку, Петровск, Гурьев, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Петропавловск…
Фашисты тоже не были оригинальны в своих планах. В очередном приказе Гитлера относительно штурма Ленинграда было указано: «… и уничтожить Балтийский флот». Не удалось ликвидировать флот ни в Одессе, ни в Севастополе или Новороссийске. Конечно, не флот был главной целью врага, но лишить Советский Союз портов, верфей, флота всегда выдвигалось первоочередной задачей.
Не вышло и не выйдет.
На протяжении многих лет попыткам вооруженного вторжения сопутствовала идеологическая диверсия. Так, английская пропаганда очень напористо распространяла идеи о никчемности флота для России, презрительно упоминая о его слабости и смакуя отдельные неудачи, «Россия страна континентальная» — настойчиво, на все лады повторяли английские, за ними и американские публицисты и государственные деятели. «Флот для безопасности России излишен», — вторил им петербургский экономист Блиох в труде «Будущая война».
Обывателю веками внушалась идея, что только островитяне или приморские жители могут быть хорошими моряками. Считалось дурным тоном напоминать о том, что знаменитый адмирал Нельсон всю жизнь укачивался. Что Петр Великий первые галеры шхерного флота, а затем и морские корабли укомплектовывал гвардейцами Преображенского полка, а несколько наборов во флот провел в Московской губернии. Позже морские историки умалчивали или упоминали вскользь о том, что Семен Дежнев, уроженец Вологодской губернии; что адмирал Ушаков родился в глуши Тамбовской губернии, а Нахимов в Смоленской, и так большинство из русских адмиралов, не говоря уже о матросах. Как хорошо, что, не дослушав англичан, русский мужик из внутренних губерний слез с печки и пошел завоевывать океаны.
Бессмысленно отрицать полезность влияния моря и морской среды на формирование моряка. У таких ребят быстрее вырабатываются навыки мореходов. Мы помним, что капитан Беллингаузен родился на эстонском острове Эзеле (ныне Саарема). Но что помешало с ним вместе открыть Антарктиду Лазареву, родившемуся во Владимирской губернии?
Любовь к Родине, ревность к славе своего народа делают человека не только патриотом, но и мастером той специальности, к которой он имеет склонность и способности. Если это не так, то не должен был Советский Союз дать миру плеяду космонавтов, так как нет у нас такой области или края, которые ближе к Луне или к звездам.
Если сотни лет английская, а потом и американская пропаганда с завидным упорством твердила о том, что «континентальная» Россия на море слаба и не представляет серьезной угрозы для интересов «морских» держав, то сейчас курс пропаганды (в прессе, по радио, в обстоятельных исследованиях, в речах сенаторов и т. д.) повернут на 180 градусов, или, по-морскому, на 16 румбов.
С исключительной настойчивостью, обгоняя друг друга в фальсификации и брехне, почти ежедневно обыгрываются следующие темы:
— СССР строит, не щадя затрат, огромный атомный флот, особенно подводный, с конечной целью захватить мировое господство. В открытых справочниках приводятся раздутые сведения; для убедительности, не стесняясь, перечисляют корабли, сданные на слом.
— Почти все судостроительные верфи мира (конечно, кроме США!) строят танкеры, грузовые суда и лайнеры для Советского Союза, который в ближайшем будущем выйдет на второе место в мире по количеству тоннажа и на первое — по его «молодости», т. е. технической современности, включая скрытое оснащение новыми видами оружия.
— Аналогичный процесс якобы происходит с советским промысловым и техническим флотом.
— Большевики под видом рыболовных траулеров и океанографических судов непрерывно обшаривают все закоулки мирового океана для создания специальных баз, секретных карт и планов, с целью подготовки своего флота к будущей войне.
Все вымыслы невозможно перечислить. Важно то, что произошла генеральная переоценка всех старых идей и из «бутафории», именовавшейся Военно-Морской Флот СССР, наш флот превратился в «пугало №1».
Нетрудно догадаться, для чего понадобилась эта новая «концепция».
— Свалить ответственность за гонку вооружений с больной головы на здоровую.
— Прижать профсоюзы моряков угрозой «неконкурентоспособности» на мировом фрахтовом рынке. Заодно — припугнуть своих сателлитов по Атлантическому союзу и НАТО тем, что, принимая заказы на суда, они якобы способствуют усилению военной мощи Советов (не беда, что это плавучие рыбоконсервные заводы).
— Баснями о китобоях и краболовах-разведчиках продолжать поддерживать дух военной истерии.
Ну что ж? Не помог курс «с помощью силы» — не поможет и новый курс — с позиций провокаций и лжи. В одном правы напуганные публицисты и сенаторы, — действительно, морская мощь Советского Союза последовательно и неуклонно усиливается.
Фото Г. Куруся.