В этой статье описаны боевые действия 1304 пушечного артиллерийского полка (пап) 64 бригады 21 артдивизии в июле-августе 1944 года. Приводим отдельные документы для наглядности.
Другие периоды боевого пути 1304 пап – http://crossroadorg.info/1304-way/
Июль 1944 года
В июле-августе 1944 г. 1304 пап в составе 64 пабр 21 адп участвовал в наступательных операциях 4Уд.А, 6Гв.А, 11Гв.А,43А, 2Гв.А на 1 Прибалтийском фронте [1]:
- в Белорусской ССР – ПОЛОЦКАЯ (29.6–16.7.1944),
- в Литовской ССР – ШЯУЛЯЙСКАЯ (17.7–28.8.1944).
Полоцкая операция 29.6-16.7.1944
Из воспоминаний В.И. Долгорукова:
“С 23 июня по 29 августа 1944 года принимал участие в одной из крупнейших операций периода Великой Отечественной войны под условным названием «Багратион». В операции были задействованы 1, 2, 3-й Белорусские фронты и наш 1-й Прибалтийский, действующий на правом фланге данной операции. На 1-м Прибалтийском фронте операция началась мощной артиллерийской подготовкой продолжительностью 2 часа 15 минут. Плотность артиллерии достигала 150 орудий и минометов на 1 км прорыва фронта. Наш 1304-й ПАПАК в составе бригады поддерживал наступление общевойсковых соединений вдоль реки Западной Двины, ведя в основном борьбу с артиллерией противника.
… 4 июля был освобожден город Полоцк. За освобождение города Полоцка нашему полку было присвоено наименование «Полоцкий», а всему личному составу соединения объявлена благодарность в приказе Сталина № 101 от 4 июля 1944 года.” [2]
Из мемуаров генерала Н.М. Хлебникова
Николаю Михайловичу Хлебникову (1895-1981) 28 июня 1944 г. было присвоено звание генерал-полковника артиллерии. В июле 1944 г. именно генерал Хлебников занимался “артиллерийским обеспечением штурма Полоцкого укрепленного района”. Роль артиллерии в Полоцкой операции была очень большой. В его подчинении в той операции была, кроме артиллерийских штабов стрелковых соединений 22-го гвардейского корпуса, также и 64-я тяжелая пушечная бригада полковника Чапаева, и 1304 полк, который через пару недель начнет называться Полоцким.
Его мемуары в виде книги “Под грохот сотен батарей” (374 стр.) были изданы дважды в 1974 и 1979 годах. Приводим фрагмент из главы “Операция «Багратион»” на стр. 271-295 [3].
В районе Полоцка противник создал мощную оборону — несколько оборонительных рубежей с развитой системой [291] опорных пунктов, прикрытых противотанковыми и противопехотными заграждениями. Множество озер и болот с узкими, простреливаемыми всеми видами огня дефиле делали эту оборону весьма трудной для атаки. Оборонительному комплексу вокруг Полоцка гитлеровцы дали грозное наименование «Тигр». Непосредственно в районе Полоцка держали оборону шесть немецких пехотных дивизий — 24, 81, 197, 205, 240 и 290-я, входивших в состав 16-й армии группы «Север». Эта крупная группировка сильно сковывала действия правого крыла войск 1-го Прибалтийского фронта.
К 29 июня Полоцк был уже охвачен соединениями 4-й ударной армии, продвигавшейся к нему с северо-запада, и соединениями 6-й гвардейской армии, наступавшими с юго-запада и юга. Одновременно главные силы фронта продолжали наступать в западном направлении.
Ставка через своего представителя Маршала Советского Союза А. М. Василевского требовала как можно скорее ликвидировать полоцкую группировку противника, и командующий фронтом решил сам скоординировать взаимодействие соединений 4-й ударной и 6-й гвардейской армий, наступавших на Полоцк. Я, естественно, тотчас же занялся артиллерийским обеспечением штурма Полоцкого укрепленного района.
В центре расположения войск 22-го гвардейского стрелкового корпуса, нацеленного на Полоцк с запада, находилась 90-я гвардейская стрелковая дивизия. Сюда, к участку прорыва, стягивались артиллерийские соединения и части РВГК, в том числе 64-я тяжелая пушечная бригада полковника Чапаева.
29 июня я приехал в 90-ю дивизию, прошел на наблюдательный пункт командующего артиллерией дивизии майора Ю. В. Вотинцева. Выяснилось, что данными о долговременных сооружениях противника, о системе его огня штаб располагает весьма скудными. Между тем тяжелая артиллерия уже на подходе, ее нужно обеспечить достаточно полной информацией о противнике. Иначе не уложимся в срок, предоставленный нам для подготовки артнаступления.
Майор Вотинцев сделал все, чтобы исправить положение. За двое суток он проделал большую работу по разведке целей. Оборона противника была вскрыта. Аналогичную [292] работу проделали и артиллерийские штабы других стрелковых соединений 22-го гвардейского корпуса. И когда части тяжелой артиллерии и гвардейских минометов стали прибывать в назначенные районы огневых позиций, их штабы сразу же получали необходимые данные о системе вражеской обороны.
Под Полоцком в еще большем масштабе, чем в предыдущих операциях, мы использовали артиллерию для стрельбы прямой наводкой во время артподготовки. Таких орудий на каждый километр участка прорыва выдвигалось до 50. Каждому назначались одна-две цели на переднем крае противника и участок траншеи для разрушения. 120-мм минометы привлекались для расчистки огнем проходов в минных полях, из расчета не менее двух проходов на стрелковый батальон первого эшелона.
…
* * *
В ночь на 2 июля я вернулся на свой наблюдательный пункт. Рассвело, и передо мной открылся Полоцк, с его церквами, вознесшими свои купола над садами и домиками окраин, с железнодорожным мостом через Западную Двину. Местность отлично просматривалась. Примерно в километре севернее меня оборудовал свой НП командир 64-й пушечной бригады полковник Чапаев.
Началась артподготовка. Сначала все шло хорошо. Наши дальнобойные орудия подавили вражескую батарею у железнодорожного моста, затем еще несколько батарей перед Полоцком и в черте города. Но когда пошла в атаку пехота, по ней открыла интенсивный огонь тщательно замаскированная батарея фашистов. Она стояла в лощине и не была заранее разведана. Однако лощина эта просматривалась [293] с моего НП, и, как только батарея открыла огонь, я ее обнаружил и позвонил Чапаеву:
— Почему не подавишь батарею?
— Не вижу. Она за укрытием.
— А другие твои НП?
— Тоже не видят.
Это было более чем неприятно. Сеть наблюдательных пунктов бригады должна строиться так, чтобы с нее просматривалась вся местность, находящаяся в пределах визуального наблюдения. Делать сейчас выговор Чапаеву за эту ошибку у меня не было времени (я сделал это после боя). Надо было немедленно подавить батарею и открыть путь наступающей пехоте. Дал комбригу целеуказание от ближайшего ориентира. Спустя несколько минут пушки-гаубицы 64-й бригады начали бить по лощине. Корректируя огонь со своего НП, заметил прямые попадания. Потом — беглый огонь, и полная норма снарядов накрыла огневую позицию вражеской батареи. С ней покончено.
В дальнейшем бригада Чапаева действовала отлично. Она хорошо помогла пехоте и в уличных боях. 152-мм пушки-гаубицы бригады, поставленные на прямую наводку, разбивали прочные оборонительные сооружения противника. За успешные действия в Витебско-Полоцкой операции 64-я пушечная артбригада была награждена орденом Красного Знамени, а ее 1304-й артполк удостоился почетного наименования Полоцкого.
С 10 по 26 июля, совершив марш в район южнее г. Двинск (совр. Даугавпилс, Латвия), 1304 полк вел бои за освобождение города.
В начале августа полк был переброшен на 1 Прибалтийский фронт, где противник, прорвав нашу оборону, наступал в направлении г. Биржай (Литва). [4]
В июле 1944 г.:
- командиром 64 артбригады был подполковник Чапаев, начальником штаба подполковник Прохоров [5], начальником политотдела подполковник Михалев [6]
- заместителем командира 1304 полка по политчасти майор Новиков [6].
Август 1944 года
С 6 августа по 2 сентября вел бои в районе г. Жагаре. [4]
16 (и 10,11) августа 1944 Боевое донесение от майора Трунова – [7]
Завершение операции «Багратион»
В.И. Долгоруков:
“29 августа 1944 года операция «Багратион» закончилась. К этому времени наши войска вышли на рубеж Елгава (западнее Шяуляя) — Вилкавишкис, к границе Восточной Пруссии, а 1-й Белорусский фронт — частью сил к пригороду Варшавы. В итоге этой операции была разгромлена вражеская группа армий «Центр», наши войска продвинулись на запад на 550–600 км. Освобождена полностью Белоруссия и большая часть Литвы и Латвии.” [2]
На 31 августа 1943 г. 64 бригадой руководили полковник Ахнахарян и начальник штаба майор Хижин. [8]
1 – https://www.moypolk.ru/soldier/linev-vasiliy-petrovich
2 – https://www.pnzgu.ru/news/2024/05/8/17240441/
3 – https://militera.lib.ru/memo/russian/hlebnikov_nm/12.html
4 – https://www.moypolk.ru/soldier/lapa-feodosiy-vasilevich
5 – (лист 19) 17 июля 1944 г. https://podvignaroda.ru/#id=35005741
6 – 21 июля 1944 г. https://podvignaroda.ru/#id=34201735
8 – https://podvignaroda.ru/#id=17566116